Память. Несколько приемов запоминания.

Мнемотехнические приемы:

Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие-нибудь списки слов или цифр, подробное содержание главы какой-то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать подобную информацию. Для этого были разработаны мнемотехнические (мнемонические) приемы — от песенок (на распев ), до очень сложных методик. Ясно, что использование таких приемов не приводит к чисто автоматическому запоминанию и требует концентрации внимания на запоминаемом материале. Кроме того, он должен быть организован таким образом, чтобы отложиться в памяти в хорошо структурированной форме. здесь мы рассмотрим некоторые из таких приемов.

Методы группировки:

Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в более крупные блоки.
То же самое касается, например, списка необходимых покупок. Например, если мы идем в продовольственный магазин, то для запоминания лучше будет разделить покупки на овощи, фрукты и мясные изделия или же на продукты, необходимые для завтрака, для обеда и для ужина.

Методы рифм и ритма:

Этот пример хорошо знаком детям, заучивающим цифры. Он лежит в основе считалок, например:

"раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять…" и т. д.

Рифма служит в данном случае опорой для группировок, осуществляемых благодаря ритму.
(изустные знания предавались в виде песнопений).

Метод акронимов и акростихов:

Метод акронимов — это очень распространенный (может быть, слишком распространенный) прием, состоящий в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет и т. п.
Этот метод, в частности, используют в названиях множества организаций, институтов и пр., которые мы уже часто знаем только по их акрониму: СЭВ, ООН, НАТО и т. п. Действительно, многие ли сейчас могут сказать, как расшифровывается ЮНЕСКО?

Что касается акростихов, то это такие стихи, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу.

Цепной метод:

Это более сложный метод, при котором элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев.
Представьте себе, например, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине — кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого- же образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна. Этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листочки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин, ни одну из ваших покупок вы не забудете.

Метод "мест":

При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе ("месте"). Затем к каждому из этих мест они "привязывали" тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй — урне на углу улицы, третий — фонтану на площади и т. п. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и "забирали" в каждом месте соответствующий элемент.

Можно использовать этот прием и для решения более приземленных задач — например, для запоминания уже приведенного выше списка продуктов. Для этого можно, например, мысленно пройти по дому и "разместить" в каждой части дома один из продуктов — хлеб в кухне, цыпленка в гостиной, ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне, яйца на лестнице и т.д.

Метод парных ассоциаций:

В этом методе одновременно используются рифмы и мыслительные образы.
Сначала нужно срифмовать десять, а при желании и 20 чисел с какими-то словами, например: один — магазин, два — трава, три — пузыри, четыре — в квартире, пять — кровать, шесть — жесть, семь — тень, восемь — осень, девять — деверь, десять — месяц. Теперь вернемся опять к нашему списку продуктов и постараемся связать каждый из них с одной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который получается при таком соединении. Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегать цыпленок, пузыри будут получаться от кипящего масла и т. д. потом достаточно будет вспомнить по порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимый список.

Все эти приемы на первый взгляд кажутся детской игрой. Однако при хорошей организации материала и удачном ассоциировании мысленные образы, создаваемые в результате таких ассоциаций, могут быть надежным средством запоминания списка элементов, имеющих друг с другом мало общего.

Даже в том случае, если усилия на составление мнемонических схем покажутся вам чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно "стоит свеч", требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие способности.

Вот может кому поможет. Еще предлагаю вот такую самонастройку :

" у меня сильная , цепкая память…

моя память никогда мне не изменяет..

моя память улучшается с каждым занятием..

всё , что я вижу слышу или ощущаю хорошо, быстро и прочно запечатлевается в моей памяти..

я становлюсь хорошим наблюдателем — подмечаю все быстро и четко..

моя наблюдательность растет и улучшается с каждым занятием..

у меня отличная наблюдательность..

я отлично помню, что вижу и слышу..

моя память сохраняет все..

я легко все заучиваю и запоминаю..

я легко и быстро могу вспомнить все, что когда — либо видел или слышал..

я легко вспоминаю все прежде заученное..

у меня сильная , цепкая память и становится все лучше и лучше с каждой тренировкой."

Это повторять шепотом или мысленно раз по 20-30, уверенным тоном.
можно также посмотреть ролик в Видеотеке -)
——

пока всё. пробуйте.

смерть врагам

1 комментарий

Fatima · 14.11.2011 в 05:08

ссылка на авторский ролик УЛУЧШЕНИЕ ПАМЯТИ

viewtopic.php?f=13&t=70&p=342#p342
находится в разделе Видеотека на этом сайте

"Я не обязан быть тем, кем вы хотите меня видеть. Я свободен быть тем, кем сам захочу быть".(Мохамед Али)

Добавить комментарий