Память. Несколько приемов запоминания.
Мнемотехнические приемы:
Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие-нибудь списки слов или цифр, подробное содержание главы какой-то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать подобную информацию. Для этого были разработаны мнемотехнические (мнемонические) приемы — от песенок (на распев ), до очень сложных методик. Ясно, что использование таких приемов не приводит к чисто автоматическому запоминанию и требует концентрации внимания на запоминаемом материале. Кроме того, он должен быть организован таким образом, чтобы отложиться в памяти в хорошо структурированной форме. здесь мы рассмотрим некоторые из таких приемов.
Методы группировки:
Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в более крупные блоки.
То же самое касается, например, списка необходимых покупок. Например, если мы идем в продовольственный магазин, то для запоминания лучше будет разделить покупки на овощи, фрукты и мясные изделия или же на продукты, необходимые для завтрака, для обеда и для ужина.
Методы рифм и ритма:
Этот пример хорошо знаком детям, заучивающим цифры. Он лежит в основе считалок, например:
"раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять…" и т. д.
Рифма служит в данном случае опорой для группировок, осуществляемых благодаря ритму.
(изустные знания предавались в виде песнопений).
Метод акронимов и акростихов:
Метод акронимов — это очень распространенный (может быть, слишком распространенный) прием, состоящий в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет и т. п.
Этот метод, в частности, используют в названиях множества организаций, институтов и пр., которые мы уже часто знаем только по их акрониму: СЭВ, ООН, НАТО и т. п. Действительно, многие ли сейчас могут сказать, как расшифровывается ЮНЕСКО?
Что касается акростихов, то это такие стихи, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу.
Цепной метод:
Это более сложный метод, при котором элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев.
Представьте себе, например, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине — кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого- же образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна. Этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листочки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин, ни одну из ваших покупок вы не забудете.
Метод "мест":
При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе ("месте"). Затем к каждому из этих мест они "привязывали" тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй — урне на углу улицы, третий — фонтану на площади и т. п. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и "забирали" в каждом месте соответствующий элемент.
Можно использовать этот прием и для решения более приземленных задач — например, для запоминания уже приведенного выше списка продуктов. Для этого можно, например, мысленно пройти по дому и "разместить" в каждой части дома один из продуктов — хлеб в кухне, цыпленка в гостиной, ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне, яйца на лестнице и т.д.
Метод парных ассоциаций:
В этом методе одновременно используются рифмы и мыслительные образы.
Сначала нужно срифмовать десять, а при желании и 20 чисел с какими-то словами, например: один — магазин, два — трава, три — пузыри, четыре — в квартире, пять — кровать, шесть — жесть, семь — тень, восемь — осень, девять — деверь, десять — месяц. Теперь вернемся опять к нашему списку продуктов и постараемся связать каждый из них с одной из этих опорных точек, представляя себе тот образ, который получается при таком соединении. Так, в магазине будет лежать капуста, по траве будет бегать цыпленок, пузыри будут получаться от кипящего масла и т. д. потом достаточно будет вспомнить по порядку все эти образы, чтобы восстановить необходимый список.
Все эти приемы на первый взгляд кажутся детской игрой. Однако при хорошей организации материала и удачном ассоциировании мысленные образы, создаваемые в результате таких ассоциаций, могут быть надежным средством запоминания списка элементов, имеющих друг с другом мало общего.
Даже в том случае, если усилия на составление мнемонических схем покажутся вам чрезмерными по сравнению с достигаемыми результатами, помните, что такая игра все равно "стоит свеч", требуя от вас постоянной мобилизации воображения, она будет развивать ваши творческие способности.
—
Вот может кому поможет. Еще предлагаю вот такую самонастройку :
" у меня сильная , цепкая память…
моя память никогда мне не изменяет..
моя память улучшается с каждым занятием..
всё , что я вижу слышу или ощущаю хорошо, быстро и прочно запечатлевается в моей памяти..
я становлюсь хорошим наблюдателем — подмечаю все быстро и четко..
моя наблюдательность растет и улучшается с каждым занятием..
у меня отличная наблюдательность..
я отлично помню, что вижу и слышу..
моя память сохраняет все..
я легко все заучиваю и запоминаю..
я легко и быстро могу вспомнить все, что когда — либо видел или слышал..
я легко вспоминаю все прежде заученное..
у меня сильная , цепкая память и становится все лучше и лучше с каждой тренировкой."
Это повторять шепотом или мысленно раз по 20-30, уверенным тоном.
можно также посмотреть ролик в Видеотеке -)
——
пока всё. пробуйте.
1 комментарий
Fatima · 14.11.2011 в 05:08
ссылка на авторский ролик УЛУЧШЕНИЕ ПАМЯТИ
viewtopic.php?f=13&t=70&p=342#p342
находится в разделе Видеотека на этом сайте