рассмотрим более подробно несколько интересных психотехник:
Мандала.
Это динамический вид . Может выполняться в группе или индивидуально, начинается с психофизических движений, а затем через измененное состояние мозга приводит в состояние покоя и концентрации. Выполняется по утрам. Для удовлетворительного усвоения требует систематических занятий в течение 2-3 мес. Упражнения выполняются по 15 мин. с чувством отрешенности и наслаждения. Выполняет следующие упражнения:
1. Бег на месте, высоко поднимая колени (можно под музыку) и ударяя пятками по копчику. Глаза закрыты, дыхание ритмичное, ровное. Мысленная концентрация на ощущении пробуждения и иррадиации внутренней энергии.
2. Резко выдыхая, успокоить дыхание и пульс, открыть расслабленный, слегка обвисший рот, сесть в удобную позу с прямым позвоночником. Начать легкие, почти непроизвольные покачивания, продолжая концентрацию на движении внутренней энергии по всему телу к пупку.
3. Лечь на спину, открыть глаза и выполнять быстрое вращение зрачками по часовой стрелке. Вызвать ощущение легкости и невесомости во всем теле, получить эффект "отсутствие тела" и движение "энергии" в район междубровья.
4. Закрыть глаза и раствориться в СК, сосредоточив внимание в районе междубровья.
—
Тибетская техника надабрама.
Эта техника выполняется в любое время дня, хотя желательно рано утром и на пустой желудок. Делают следующие упражнения:
1. Сесть в удобную позу или на край стула с прямым позвоночником. Успокоиться, расслабиться, закрыть глаза, вызвать чувство легкости и невесомости во всем теле. Начать сжатыми губами громко гудеть (звук "хум") в течение 20-40 мин., до возникновения вибрации во всем теле. Возможны спонтанные плавные движения любой частью тела, которое ощущается как наполненный гудением пустой сосуд. Наконец, появляется четкое ощущение самостоятельного внутреннего гула. Концентрируясь на этом ощущении, переходите ко второй части.
2. Добиться эффекта "всплытие рук", затем ладонями вверх начать плавно выполнять обеими руками круговые движения от туловища наружу, концентрируясь на ощущении исхода из тела энергии в течение 7-8 мин., затем начните двигать руками в обратном направлении — к туловищу, ладонями вниз, концентрируясь на ощущении прилива энергии во все поры тела, в течение еще 7-8 мин.
3. Прекратить движения. Сесть удобно или лечь и погрузиться, растворив сознание .
—
Техника Гермеса.
Такую технику рекомендуется проводить в вечернее время, перед сном. При выполнении ее утром необходим последующий 15-минутный отдых для снятия возможного остаточного оцепенения и ощущения легкого тумана в голове. Цепь — энергетическая зарядка за счет слияния с космической энергией.
Объект концентрации — представление своего тела в качестве посредника, через которого в биосферу планеты проникает космическая энергия. Общая длительность упражнения от 15 мин. до 1 час. Упражнение выполняют в следующей последовательности:
1. Стать лицом к Востоку, расслабиться, успокоиться. Закрыв глаза, вызвать во всем теле ощущение легкости и невесомости.
2. Поднять голову к небу, поднять на эффекте всплытия обе руки ладонями к небу. Вызвать ощущение слияния и отождествления с Космосом.
3. Усилить ощущение тока космической энергии по рукам вниз (при этом возможна легкая дрожь).
4. Усилить ощущение иррадирующей по всему телу энергии и вибрации. Отключить сознание, раствориться в этом процессе и испытывать огромное наслаждение и радость.
5. Почувствовав себя совершенно наполненным и обновленным, открыть глаза и наклониться вниз к проводящей чистой части земли, коснуться ее на 5-10 с лбом.
6. Повторить весь комплекс сначала несколько раз, в зависимости от рекомендации преподавателя. В древности эта техника выполнялась в виде молитвы.
—
Даосская техника.
Вначале производится подготовка. Выбирается полутемное, с естественным освещением, полностью изолированное от всех посторонних раздражителей место и на свежем воздухе, на природе, в тихом месте…
Подушка для упражнения должна быть мягкой и толстой, удобной для полного сидения. Одежда свободная, без пояса, ничто не должно мешать свободному дыханию и кровообращению. Предварительно необходимо опорожнить кишечник, мочевой пузырь и очистить носовые проходы. Техника выполняется натощак. Лучшее время 4 ч. утра. Наиболее употребительная поза "лотоса" или "полулотоса", а также поза "сейза". Опишем подробнее позу "лотоса" с даосскими деталями техники.
Тело выпрямлено, грудь слегка наклонена вперед, понижая желудочную впадину и расслабляя диафрагму. Ягодицы слегка отодвинуты назад, чтобы выпрямить позвоночник. Позвоночник изогнут согласно естественной кривизне и выгибается в области ягодиц. Естественное положение позвоночника поддерживается без усилий и напряжения. Нижняя часть живота приводится в устойчивое положение путем опуская центра тяжести методом временной концентрации на точке ниже пупка на 5-6 см и вглубь на расстоянии 7/3 до позвоночника (нижний дань-тянь).
Положение ног устанавливается следующим образом: сначала сядьте на подушку, полностью вытянув ноги. Затем согните правую в колене и подложите ее под себя на основание бедра левой ноги, ступня при этом вытягивается подошвой кверху. Левую ногу аналогично установите на другом бедре. Положение обеих пяток регулируется таким образом, чтобы они почти встречались напротив лобовых костей и чтобы каждая пятка нажимала на район живота, соседний с ней. При этом боковые стороны колен прижаты к подушке, тем самым обеспечивая устойчивое выпрямление тела, которое не должно наклоняться ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Оба бедра, таким образом, похожи на две стороны треугольника с общей вершиной и, если все выполнено правильно, центр тяжести всего тела автоматически установится в нижнем дань-тяне.
Затем правую кисть ладонью вверх положите удобно на обе пятки или на нижнюю часть живота, а левую — свободно сверху. Кисть, лежащая сверху, слегка удерживается нижней, без напряжения. Обе кисти и концы пальцев лежат удобно и расслабленно. Большой палец левой руки должен касаться ее среднего пальца, а большой палец правой руки должен быть согнут над ладонью левой.
Такое положение ног и рук означает, что "отрицательное" охватывает "положительное", при этом образуется цепь из восьми каналов. Даосы утверждают, что "соединение четырех конечностей замыкает четыре прохода, что позволяет удерживать центр".
Голова и шея установлены вертикально и обращены вперед. Слух "выключен". Рот закрыт, язык касается неба, образуя место для движения психической энергии от носа к горлу. Глаза закрыты и направлены к переносице (фиксация духовности в ее первоначальной полости — тсу чиао). Общее самочувствие в позе должно быть естественным, непринужденным и ненапряженным. Далее выполняется анальное сокращение. Освоив позу, приступают к получению начальных, устойчивых навыков в концентрации сознания и умении правильно дышать. Мыслительный процесс контролируется за счет фиксации и удерживания внимания на нижнем дань-тяне. Метод обращения внутрь уменьшает поток мыслей. Исследование интеллекта, природы проявления и исчезновения возникающих мыслей, "смотрение в глубину", с постепенным легким невербальным волевым усилием прекращают возникновение новых мыслей, хотя большинство специалистов не ‘рекомендует выполнять это заключительное легкое волевое усилие, а советует абсолютное, полное отсутствие произвольных мыслей и усилий. Спокойно следуя по течению потока сознания, недопустимо проявлять нетерпение, надо оставаться абсолютно невозмутимым, тогда автоматически выключится слух. Качество СК будет улучшаться по мере непрерывных, систематических тренировок и беспредельной веры в успех.
Такую концентрацию сознания рекомендуется выполнять в начале занятий 3 раза в день в течение 1 час, а затем следует продолжать все время — во время ходьбы, в положении стоя, сидя или лежа. Чем продолжительнее , тем лучше результат.
Дыхание должно быть естественным, в гармонии с движениями живота и диафрагмы. Затем осваивают контрарное дыхание. Вдохи и выдохи должны быть медленными, непрерывными и тонкими, пока не наступит эффект исчезнувшего дыхания легкими и не появится ощущение, как будто все тело дышит каждой порой.
Правильное даосское дыхание является "контрарным" или "обращенным". Как и естественное, "контрарное" дыхание достигает живота, но с противоположными расширяющими и сжимающими движениями нижней части живота и диафрагмы. Оно выполняется следующим образом:
1. Вдох выполняется тонким, неощущаемым, непрерывным, медленным и глубоким, проходя от ноздрей вниз и достигая низа живота, наполняя полностью всю грудь и частично живот воздухом, расширяя грудную клетку, при одновременном сокращении мышц нижней части живота.
Толкаемая сокращающимися мышцами диафрагма становится активной и, прогибаясь вверх, усиливает давление в грудной клетке.
Длительность вдоха должна составлять не менее 1 мин., выдоха так же, хотя древние тесты рекомендуют делать вдох чуть длиннее выдоха, а современные специалисты — наоборот.
2. Выдох медленный, тонкий, неощущаемый и непрерывный, нижняя часть живота расширяется и становится твердой. При этом нижний дань-тянь наполняется энергией. Грудь пустая и вместе с диафрагмой расслаблена. Правильное дыхание и концентрация на нижнем дань-тяне повышают устойчивость позы и делают диафрагму более активной и сильной, за счет контрарного расширения и сжатия живота. Рекомендуется дышать правильно все время, выработать навык и во время метидации не отвлекаться для контроля правильности дыхания.
Первое время, чтобы не отвлекаться , надо выполнять дыхательные тренировочные упражнения до или после каждой тренировки в течение 5-10 мин. и обязательно на чистом и свежем воздухе. Надо следить, чтобы каждый вдох достигал нижнего дань-тяня, а каждый выдох начинался оттуда и хорошо расслабляя грудь, позволяя желудочной впадине автоматически опуститься.
Это способствует устойчивости и эффективности транса.
—
Европейская техника.
Занимающийся входит в глубокое состояние транса и выполняет аутосуггестивные самоприказы.
1. "Я бессмертная, отдельная духовная сущность… Мое временное тело — это Храм моего высшего "Я"… Моему "Я" во мне подчиняется все… "Я" — вечная энергия… Я — бессмертен…"
2. "Я проникаюсь любовью и родством ко всему миру… Я всегда полностью контролирую свои чувства… Я всегда очень добр и высоконравственен… Мысль — это живая сила, поэтому я посыпаю в нашу Вселенную только прекрасные, добрые и конструктивные мысли… Я творческое начало нашей Вселенной… Я вечная и бессмертная Энергия…"
3. "Я могу покинуть эту временную телесную оболочку… Я это знаю и ощущаю… У моего настоящего "Я" нет тела… я это знаю… чувствую и ощущаю. Вся Вселенная мое тело… Я это знаю… чувствую… вижу… ощущаю… я никогда ничего не боюсь… Никогда не волнуюсь… Я — сама Вечность… Я — Вселенная…"
4. "Я могу черпать энергию Вселенной… Я могу ею управлять… Мне все подвластно… Живительная энергия… сила и здоровье… наполняют мою временную телесную оболочку… Я это чувствую… четче и четче… Удивительная легкость… свежесть… радость… Я постепенно выхожу из состояния… (пауза). Самочувствие прекрасное… Настроение отличное… Раз… два… легкость и свежесть… три!" После счета "три" надо открыть глаза, выйти из глубокого состояния, потянуться, слегка встряхнуться, ощутить в себе легкость и свежесть. После тренировки можно некоторое время молча, с открытыми глазами, посидеть (в удобном положении), наслаждаясь своим самочувствием и запоминая свои, испытанные ощущения.
—
Йогическая техника ритмического дыхания.
Ритмическое дыхание — необходимое условие любого опыта, будь то влияние на самого себя или на внешний объект.
Главное внимание следует обращать на ритм, который важнее, чем длительность вдоха (16 дыханий и более). Надо практиковать упражнение, пока не удастся достичь мерного размаха дыхания и пока ученик не почувствует ритма вибрирующих движений во всем теле. Порядок выполнения упражнения следующий:
— Сядьте прямо в удобную позу. Грудь, шея и голова должны составлять одну прямую линию. Плечи слегка откиньте назад, руки спокойно положите на колени. Йоги находят, что действие ритмического дыхания труднее достигается, если грудь выпячена, а живот втянут.
Медленно вберите воздух полным вдохом, отсчитав 6 ударов пульса.
— Задержите дыхание на 3 удара пульса.
— Медленно выпустите воздух через нос, отсчитывая 6 ударов пульса.
— Пауза на 3 удара пульса.
— Повторите цикл: 6-3-6-3. (Существуют и другие формулы ритмического дыхания, например, 4-2-6-2). Упражнения выполняются до легкой степени утомления.
Утомляться нельзя.! Собираясь закончить упражнение, необходимо проделать очищающее дыхание йогов, оно дает чувство отдыха.
2. Порядок освоения упражнений по развитию глубины сосредоточения: "шакти"; "арупа"; "рупа"; переход в состояние "рума", "привлечение энергии" ("праны"); перемена крово- обращения; зарядка организма энергией ("праной"); возбуждение деятельности мозга; великое психическое дыхание йогов; самадхи; последовательность умственных состояний, которые становятся все более простыми, пока не завершаются в бессознательности — асампражднята-самадхи, т.е. сосредоточение, не имеющее формы мысли.
Тратака.
Полная концентрация на внешнем объекте (в отличие от внутреннего) называется "концентрацией с открытыми глазами" или "тратакой". Тратака — это самьяма (фиксация, внушение и ощущение), пристальное сосредоточение внимания на каком- нибудь объекте — глазной комплекс йогов.
Овладение искусством концентрации на внешнем объекте с открытыми глазами занимает у индийцев главное место после внушения. Тратака (внешняя самьяма) сдерживает и контролирует внутренние вибрации ума и необходима для достижения мастерства в пратьхаре и йоганидре.
Рассмотрим подробно древнеиндийскую психотехнику.
1. Носовой взгляд (Пасаджра дришти). Непосредственно влияет на всю центральную и периферическую нервную систему через зрительный и обонятельный нервы посредством ассоци- ативных связей, идущих от различных нервных клеток в центральной нервной системе (ЦНС). Поэтому этот взгляд следует практиковать медленно и осторожно! После первоначальной инструкции у опытного инструктора.
Носовой взгляд будит кундалини шакти (скрытую потен- циальную энергию человека) по мнению йогов, находящуюся в потенциальной форме в сушумне (ЦНС). Тратака стимулирует все центры в мозге посредством черепных и спинальных нервных центров, особенно зрительного и обонятельного центров, посредством ассоциативных связей. Ученик начинает ощущать удивительные запахи вокруг себя. Прекращаются и исчезают все болезни головы. Удивительная память — это побочный продукт практики Тратака. Благодаря этой практике, ученик овладевает способностью контролировать свою психику и физиологию. Углубляется саморегуляция. Техника исполнения. Наполовину прикрыв глаза, направьте взгляд на кончик носа. Практикуйте это регулярно утром и вечером. Если глаза устают и слезятся, закройте их полностью и медитируйте в течение 1 мин. в этом состоянии "на отдых". Когда усталость пройдет — продолжайте тренировку. Иногда, вначале, вы можете испытать различные реакции: головную боль, головокружение. Не беспокойтесь — это реакция и она проходит, когда вас одолевает какая-нибудь реакция — медитируйте, закрыв глаза, на звуке "ом" (анахата надам).
Время занятий надо увеличивать постепенно, начинать следует с 5 мин.
2. Фронтальный взгляд (бхрумадья дришти). Является сильным, концентрирующим ум упражнением.
Техника исполнения: поверните ваши полуприкрытие глаза по направлению к междубровью, межбровному пространству и зафиксируйте. Носовой и фронтальный взгляды возбуждают ЦНС и автономную НС через различные связи черепных нервов (особенно иннервирующих нос, глаза, лицо, шею). При носовом взгляде фиксация, внушение и ощущение потока сознания (самьяма) направлены непосредственно на кончик носа и через него в ЦНС, а при фронтальном взгляде — между глаз. При носовом взгляде верхняя половина глаз закрыта, а нижняя — открыта. При фронтальном — наоборот.
3. Тратака на внешнем объекте. Необходимо сделать черную точку на белом фоне или белую — на черном. Установить удобно перед собой. Необходимо думать, что это символ бесконечной природы и устремить свой взгляд и сознание на высшую природу и высшее сознание. Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с закрытыми глазами, снова смотреть на точку не мигая, без напряжения и усталости. Заниматься постоянно систематически, в течение месяцев, пока не получите длительной тратаки (до 30 мин.).
4. Тратака на голубой свет. Сидя или лежа, удобно направить взгляд на слабую синюю лампочку или на голубой свет от лампочки, установленной сзади объекта концентрации. Взгляд устойчивый и непрерывный. Вначале выполняется пратьяхара (отвлечение чувств от объекта, расслабляете ноги, живот, грудь, шею, руки, голову; чувствуете, как они расслабляются). Ощущаете — мышцы энергетизированы, в теле ощущается магнитная пульсация, все сильней и сильней. Постепенно ощущение тела исчезает. Тело анестезировано, рот обвис. Вы входите в сампроджнята самадхи (высшая степень созерцания и сосредоточенности). Выполняя дхарану, дхьяну и самадхи (фиксацию сознания, внушение и ощущение потока сознания), стараетесь и достигаете растворения сознания.
Это упражнение подчиняет Вашему сознанию — воле — Ваше подсознание, по мере тренировок все сильнее и сильнее.
Йога учит также методам достижения йоганидры и контролю ума до приобретения способности осуществления самадхи, т.е. состоянию высшего сознания. Состояния, когда в процесс осознания включен весь потенциал бессознательного (подсознательного). Древняя йога учит, что при выполнении самовнушений надо быть всегда абсолютно уверенным, что именно у Вас все хорошо получается, быть в состоянии ожидания и энтузиазма. Это состояние должно предшествовать каждому упражнению в практических занятиях, в том числе и обучаясь тратаке. Приведем две словесные формулы индийцев: 1-ая — для достижения йоганидры, 2-я — для достижения самадхи. Первая формула: "Я четко контролирую ум и мысли… Глубокий покой и магнетизация во всем теле… Я концентрируюсь на высшей природе, высшем сознании. Я бессмертен… олицетворяю высшую справедливость… Мое тело погружается в Йоганидру на… (указывается время, например, на 1 час ровно).
Вторая формула: "Я достигаю окончательной истины, окончательной реальности… Я достигаю окончательной цели моей жизни в этом мире… независимо от судьбы моего тела… Я обязательно достигну нирваны…"
—
Чань-буддийская техника — главное звено психической подготовки в чань-буддизме. Практикуется только в комплексе с другими методами воздействия на психическое и соматическое состояние человека, носящими как внешне статический, так и активно- инамический, так и невербальный характер — парадоксальные задачи (гун-ань) и диалоги (вэнь-да), дыхательные и гимнастические упражнения (в том числе единоборства), физический труд, специальная диета, массаж и самомассаж, приемы биоэнерге- тической стимуляции с помощью разнообразных средств (например, сигнальной рефлексотерапии), контактное невербальное воздействие и посвящение учителя и др. Комбинация этих средств усиливает эффект техники для достижения просветления".
Сам процесс предваряется подготовительными физическими и психическими упражнениями, призванными привести психику и саматику практикующего в оптимальное функциональное состояние, снимая возбуждение, стрессы и другие негативные факторы, мешающие созерцанию. С этой целью применяются методы психосоматической релаксации, водные процедуры, массаж или самомассаж БАТ, сопровождаемый "внутренней работой" по активизации энергетических центров, каналов и меридианов с помощью психической концентрации и дыхательных упражнений и т.д.
На начальных этапах психофизической подготовки особое внимание уделяется: 1) нормализации физиологических процессов посредством релаксации и дыхательных упражнений; 2) правильному положению тела; 3) внешним условиям, удобным для транса.
В монастырской практике обычно использовалась классическая йоганическая "поза лотоса" или "сэйза". Рекомендация чаньского наставника: "Когда Вы впервые начинаете практиковать цзо-чань и созерцать свое сознание (кань- синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места. Сначала сделайте тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной и ослабьте пояс.
Расслабьте туловище и конечности. Промассируйте себе позвоночник. Выдохните полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания Вы обретете Вашу истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую. Когда Ваше тело и сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным".
—
Динамическая медитация.
5 минут — глубокое учащенное хаотическое дыхание через нос с закрытыми глазами. Следует сосредоточить внимание только на процессе и ощущениях дыхания, надо избавиться от ощущений тела, избавиться от посторонних мыслей. Надо стать самим дыханием — ничего нет, кроме дыхания! Выйти на неосознаваемое состояние и затем 5 минут дать себе волю автоматического подсознательного "отреагирования" — катарсиса. Можно прыгать, танцевать (если есть музыка), кричать, смеяться и т.д., можно делать все, что угодно. Необходимо максимально перестать соображать, как пьяный. Затем следует 5 минут подпрыгивать с поднятыми вверх руками, громко крича: "Ху-у, ху-у, ху-у!", вколачивая этот звук в низ живота, в половой орган, в основание позвоночника. Следует вновь добиться подсознательного автоматизма, что бы все происходило само собой. Затем следует остановиться и на 7 минут застыть в застигнутой позе и наблюдать за движением "энергии" внутри тела. Затем следует на 7 минут сесть на колени и сосредоточить свое внимание на низ живота. Тело покачивать, но не расслабляться до конца.
—
Кундалини медитация.
Стоя, закройте глаза и напрягите все мышцы тела как можно сильнее, затем расслабьтесь и прислушайтесь к возникшей в теле гудящей дрожи (делать несколько раз 5 минут). Отдайтесь ей совсем, станьте самой вибрацией и дрожанием, выйдите на подсознание. Вчувствуйтесь в свои ощущения поднятия "энергии" по телу снизу-вверх. Затем начните 5 минут медленные круговые вращения тазом и бедрами против часовой стрелки, все увеличивая амплитуду, при этом голова и верхняя часть туловища — неподвижны. Затем начните 5 минут вращать туловищем, наклоняя его по максимуму, а таз и ноги — неподвижны. Добившись состояния неосознаваемости, сядьте на 5 минут на колени, наклонитесь вперед всем туловищем до касания бедер и касания головой земли, а руками обхватите ступни ног, чтобы кровь могла поступать в голову. Максимально расслабьтесь до состояния "отреагирования" и любых неосознаваемых реакций.
—
Гуришанкар медитация.
Сядьте на 10 минут с закрытыми глазами и начните полное дыхание снизу-вверх: "сначала расширяете живот, потом грудную клетку, потом верхнюю часть груди с подъемом плеч. Задержите дыхание на максимально возможное время и затем легко выдыхайте через рот в обратном порядке. Максимальная пауза и повторите цикл сначала. Через 10 минут вернитесь к нормальному дыханию и, открыв глаза, сосредоточьте их на каком-либо блестящем предмете, находящемся в 1,5-2 метрах напротив вас на линии чуть выше уровня ваших глаз. Максимально расслабьтесь и успокойтесь, никаких посторонних мыслей. Достигнув внутреннего покоя, встаньте (с закрытыми глазами) с ощущением невесомости и повышенной восприимчивости. Вчувствуйтесь в движение "энергии" по телу, а теперь лягте на спину, раскиньте руки в стороны, отключайтесь на сколько можете (желательно под "космическую" музыку). Добейтесь чувства парения и свежести, растворения сознания на 10-15 минут.
—
Шива нетра медитация.
В этом виде саморегуляции выполняются два цикла, повторяемых трижды, 1 цикл — 5 минут, а все упражнение — 30 минут. Итак, сядьте в положение СК и сосредоточьте взгляд на голубом высветленном кристалле — пять минут. Затем закройте глаза и начните мягко и медленно раскачиваться из стороны в сторону. Добейтесь ощущения давления в междубровье и теменной области, как будто вы поглощаете этими местами "космическую энергию" (между- бровьем и темечком). Раскачиваться можно по дуге или по кругу, шея расслаблена — добиться "плавающего" отключающегося сознания. Через 5 минут все повторить еще 2 раза, а если эффект "плывущего" сознания сработал хорошо, то оставшиеся 20 минут посвятить "отреагированию" до полного отключения сознания.
—
Магическая медитация.
Магия — это мистическая способность к превращению любого собственного желания в реальную физическую силу или явление. Способ действия — создание в своем организме "магического канала воздействия". Техника реализации желания мага заключается в трансгенном сосредоточении внимания и взгляда на огонь, молнии или падающую в ночном небе звезду. В возникающем состоянии экстатического транса следует усилить эйфорическое ожидание чуда, в совершении которого вы абсолютно и несомненно уверены, так как его совершит сама Реальность, частью которой вы начинаете себя ощущать. Вы поднимаете голову и обе ладони вверх к небу (руки прямые, над головой, сомкнутыми пальцами вовнутрь) и становитесь причастными к чему-то высшему. Начинаете ощущать течение "энергии" и дрожь в руках, а затем и во всем теле, становитесь как дрожащий лист на ветру, почувствовав себя наполненным и "знающим", что теперь вы можете все — громко и четко прикажите небу ваше желание и ощутите свое слияние и чувство полного единения и растворения в Реальности. Вы сама Реальность и если можете, то представляйте себе ярко желаемое и как оно свершается — вы это должны "видеть", при этом сознание начинает уходить, в груди огонь, возможна слабость, вы ложитесь и отключаетесь на 15-20 минут. Если пойдут какие-либо реакции, не сдерживайте их, пусть будет, что будет…
—
Смеющаяся медитация.
Эта техника предназначена для очистки организма от эмоциональной зашлакованности. По утрам, по 5 минут, следует прежде, чем открыть глаза и полностью проснуться, "одеть" на лицо улыбку и, вспомнив веселый анекдот или веселого артиста, или веселую историю, происшедшую с вами когда-либо, начать смеяться. Учитывая физиологическую связь между мимикой лица и настроением, у вас действительно через 1-2 минуты улучшится настроение и действительно станет смешно. Состояние смеха можно усилить самовнушением, вслух — шепотом: "Мне смешно… Мне смешно… Мне очень смешно!" Добейтесь ощущения необыкновенной легкости во всем теле, резкого улучшения настроения и откройте глаза, проснитесь, запомнив все ощущения, с тем чтобы в следующий раз вызывать их быстрее и лучше.
—
—
4 комментария
Aaron · 15.10.2012 в 19:24
Девавани — это божественный голос, входящий и вы ходящий из медитирующего, который становится пустым сосудом, каналом. Эта медитация — Латихан для языка Она настолько глубоко расслабляет сознательный разум что когда ею занимаются в конце дня, она определенно обеспечит глубокий сон. В ней четыре стадии по пятнадцать минут. Глаза должны быть закрыты! Первая стадия — 15 минут Сидите неподвижно, желательно, чтобы играла тиха музыка. Вторая стадия — 15 минут Начинайте произносить бессмысленные звуки, например ля… ля… ля… и продолжайте до тех пор, пока н возникнет незнакомое — словоподобные звуки. Эти звук нуждаются в том, чтобы выйти из незнакомой вам части мозга, используемой вами, когда вы были ребенком до того, как вы научились словам. Позвольте этому nроизойти, с мягкой разговорной интонацией, не кричит и не вопите, не плачьте и не смейтесь. Третья стадия — 15 минут Встаньте и продолжайте говорить, позволяя своему телу двигаться мягко в гармонии со звуками. Если ваше тело расслаблено, тонкие энергии создадут бесконтрольный Латихан. Четвертая стадия — 15 минут Ложитесь, будьте молчаливы и неподвижны.
Единственное, что нужно помнить, это то, что эти звуки или слова не должны принадлежать языку, который вы знаете. Если вы знаете английский, немецкий или итальянский, тогда они не должны быть итальянскими, немецкими или английскими. Любой другой язык, которого вы не знаете, разрешен — тибетский, китайский, японский! Но, если вы знаете японский, тогда он не разрешен — тогда прекрасно подойдет итальянский! Говорите на любом языке, которого вы не знаете. Вы будете в затруднении в течение нескольких секунд в первый день, как вы можете говорить на языке, которого не знаете? На нем можно говорить, и как только вы начнете, любые звуки, бессмысленные слова, просто вытеснят сознание и разрешат говорить бессознательному, это произойдет. Когда говорит бессознательное, оно не знает языка. Это очень старый метод. Он пришел из ветхого завета. В те дни это называлось глоссолалия. Некоторые церкви в Америке все еще его используют. Они называют это говорить на языках И это удивительный метод , один из самых глубоких и проникающих в бессознательное. И не делайте это лихорадочно, пусть это будет глубокая, комфортабельная энергия, питательная, напевная. Наслаждайтесь, раскачивайтесь, если чувствуете настроение — танцуйте. Но все должно быть очень грациозно. Вы должны это помнить. Оно не должно быть катарсическим.
—
Латихан
Станьте в расслабленной позиции и ожидайте Бога, целое, чтобы оно с вами поработало. Потом делайте, что хотите — в глубоком молитвенном настроении:Я полагаюсь на Твою волю — и расслабьтесь. Это подобно автоматическому письму. Просто берут ручку в руки и ждут. Вдруг руку охватывает некая энергия и рука начинает двигаться. Возникает удивление — собственная рука движется, а ею не двигают! Точно также ждите и вы, и через три-четыре минуты вы вдруг видите, как через тело проходит несколько вздрагиваний и на вас нисходит энергия. Не пугайтесь, так как это сильно пугает. Вы этого не делайте. В действительности вы — лишь свидетель; это происходит. Двигайтесь с этим. Тело начнет принимать множество положений, то есть будет двигаться, танцевать, наклоняться, дрожать, трястись, многое происходит. Позволяйте это; не только позволяйте это, но и сотрудничайте, тогда вы придете в точности к тому, что мы называем Сахадж-йога. В Латихане нет ничего нового. Лишь слово новое. Субуд — это не нечто новое. Это лишь новая версия Сахадж-йоги — спонтанной йоги. Вы полностью полагаетесь на божественное, так как вы будете лишь наблюдателем. Вскоре вы увидите разницу, так как разум изворотлив. Вы будете удивлены, так как ваша рука будет двигаться, а вы ею вовсе не двигали. Через несколько дней такого расслабления, даже если вы хотите остановиться, вы вдруг не способны это сделать, вы увидите, что одержимы. Так что сначала нужно помолиться и сказать: На двадцать минут сделай одержимым мое существо и делай все, что хочешь: да свершится воля Твоя, да придет царствие Твое. Пусть будет эта установка и просто расслабьтесь.
Бог начнет танцевать в вас и примет множество поз. Тело нуждается в удовлетворении, но не только это — что-то более высокое, чем тело, некая глубокая нужда сознания, будет реализована.
—
Внутренняя улыбка
Когда вы сидите и вам нечего делать, просто расслабьте нижнюю челюсть и приоткройте слегка рот. Начните глубоко дышать ртом. Позвольте телу дышать так, чтобы оно становилось все более и более пустым. М когда вы чувствуете, что дыхание стало совсем пустым, и рот раскрыт и скулы расслаблены, все тело будет очень расслаблено. В это мгновение начните ощущать улыбку — не в теле, ново всем внутреннем существе… вы сможете это сделать. Это не улыбка, которая приходит на уста — это экзистенциальная улыбка, которая распространяется изнутри. Попытайтесь сами понять, что это… Потому что это нельзя объяснить. Не нужно улыбаться губами на лице, но словно улыбка идет из живота, живот улыбается. И эта улыбка не смех, поэтому она очень мягкая, деликатная, тонкая — как маленькая розочка, раскрывающаяся в животе, и ее аромат распространяется по всему телу. Если вы поняли, что это за улыбка, вы можете быть счастливы двадцать четыре часа в сутки. И когда вы чувствуете, что вы упускаете это счастье, просто закройте глаза, найдите эту улыбку вновь, и она будет там. Днем вы можете найти эту улыбку сколько угодно раз, она всегда присутствует.
—
Aaron · 15.10.2012 в 19:30
Медитация "золотой свет"
Это простой способ преобразования вашей энергии и направления ее к высшему.
Упражнение нужно делать по меньшей мере два раза в день.
Лучшее время — рано утром, как раз перед тем, как встать с постели.
В тот момент, когда вы почувствуете, что бодрствуете, что проснулись, делайте ее двадцать минут. Делайте ее именно в этот момент, так как, когда вы просыпаетесь, вы очень тонки и чувствительны, вы очень святы и воздействие будет глубоким. Когда вы только что проснулись, вы меньше в уме, чем когда бы то ни было, так что метод может проникнуть через трещины ума до самой сокровенной сердцевины. Рано утром, когда вы просыпаетесь и, когда просыпается вся земля, существует огромная приливная волна энергии пробуждения по всему миру — используйте этот прилив, не упустите этой возможности.
Все древние религии использовали раннее утро для молитвы — когда встает солнце, так как восход солнца — это восход всех энергий бытия. В этот момент вы можете просто двигаться на волне поднимающейся энергии, это будет легче, чем в другое время. Вечером это будет труднее, энергии спадают, тогда вам придется бороться с течением. Утром вы будете двигаться по течению. Просто лежите, как вы обычно лежите в своей постели, на спине. Держите глаза закрытыми.
Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Это — мужская энергия.
А когда вы выдыхаете, представьте другое: темнота входит в пальцы ног, великая темная река вливается в ваши ступни, поднимается и выходит головы. Дышите медленно и глубоко, чтобы это представить. Это — женская энергия. Она вас размягчит, сделает восприимчивыми, она вас успокоит и даст вам отдых. Делайте это очень медленно и, так как вы выходите из cна, у вас будет очень глубокое и медленное дыхание, так как тело отдохнуло, оно расслаблено.
Другое наилучшее время — когда вы ложитесь спать ночью. Ложитесь в постель и на несколько минут расслабьтесь. Когда вы начинаете чувствовать, что вы на грани между сном и бодрствованием, как раз посередине, начинайте упражнение опять. Делайте его двадцать минут. Если вы заснете, делая его, это — самое лучшее, так к действие будет оставаться в подсознании и будет продолжать работать. Если вы практикуете этот простой метод в течение трех месяцев, вы будете удивлены — нет нужды в подавлении, преображение началось само по себе.
—
Ожидание восхода солнца
За пятнадцать минут до восхода солнца, когда небо становится светлее, просто ждите и наблюдайте, как ждут возлюбленную: так напряженно, с таким глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом, молчаливо. И пусть солнце взойдет — продолжайте наблюдать. Нет нужды смотреть; вы можете закрыть глаза. Чувствуйте, что внутри тела одновременно что-то восходит. Когда солнце появляется на горизонте, начинайте чувствовать, что оно совсем рядом с пупком. Оно поднимается там и здесь внутри пупка оно поднимается, медленно поднимается. Там поднимается солнце, а здесь поднимается точка внутреннего света. Потратьте на это десять минут.
Потом закройте глаза. Когда вы впервые видите солнце с открытыми глазами, оно создает негатив, так что, когда вы закрываете глаза, вы можете увидеть солнце, сияющее внутри. И это вас значительно изменит.
Хвала восходящему солнцу
Встаньте в пять часов утра, перед восходом, и в течение полутора часов просто пойте, мурлыкайте, стоните. Звуки эти могут и не быть осмысленными, они должны быть экзистенциальными, а не осмысленными. Они должны приносить вам наслаждение — вот и все; в этом их назначение. Вы должны раскачиваться. Пусть это будет хвалой восходящему солнцу, и остановитесь только тогда, когда солнце взошло. Это будет поддерживать в вас определенный ритм в течение всего дня. С самого утра вы будете соответственно настроены и увидите, что день совсем иного качества, вы более любящие, более внимательны, более сострадательны, более дружественные и менее жестоки, менее сердиты, менее амбициозны и эгоистичны.
—
Живите в этот миг
Когда вы углубляетесь в медитацию, время исчезает. Когда медитация действительно расцветет, никакого времени вы не найдете. Это происходит самопроизвольно — когда исчезает ум, исчезает и время. Потому-то на протяжении веков, мистики говорили, что время и ум — ни что иное, как две стороны одной медали. Ум не может жить без времени, а время не может жить без ума. Время — это способ существования ума. Потому-то все Будды настаивали: "Живите этим мгновением". Живите в данный миг — это медитация, быть просто здесь и сейчас — это медитация. Те, кто просто здесь и сейчас в каждый миг со мной — в медитации. Это медитация — вдалеке кукует кукушка, пролетает самолет и вороны, и птички — и все это тихо, и в уме нет никакого движения. Вы не думаете о прошлом и не думаете о будущем. Время остановилось. Мир остановился. Остановка мира — в этом все искусство медитации. А жить в данный миг — это жить в вечности. Ощутить миг- без идей, без ума, значит ощутить бессмертие.
Стоп!!!
Начинайте практиковать один очень простой метод, по крайней мере, шесть раз в день. Каждый раз для этого нужно всего полминуты, так что это составит три минуты в дань. Это самая короткая медитация в мире! Но вы должны делать ее внезапно — в этом ее суть. Идя по улице — вы вдруг вспоминаете. Остановитесь, остановитесь полностью, никаких движений. Будьте присутствующим в течение полуминуты. Какова бы ни была ситуация, остановитесь полностью и просто будьте свидетелем тому, что происходит. Потом снова начинайте двигаться. Шесть раз в день. Можно делать больше, но не меньше — вы больше откроетесь. Это нужно делать внезапно. Если вы внезапно становитесь присутствующим, вся энергия изменяется. Продолжительность, длящаяся в уме, останавливается. И это происходит настолько внезапно, что ум не может немедленно создать новую мысль. На это нужно время, разум глуп. Где угодно, как только вы вспомните — встряхнитесь всем существом и остановитесь. Не только вы осознаете это. Вскоре вы почувствуете, что другие осознали вашу энергию — что произошло нечто; в вас входит что-то неведомое
—
Размышляйте о противоположном
Это прекрасный метод. Он будет очень полезен. Напри мер: если вы чувствуете себя недовольным, размышляйте об удовлетворенности. Что такое удовлетворенность? Привнесите равновесие. Если ваш разум разгневан, привнесите сострадание, думайте о сострадании; и энергия немедленно изменится, так как гнев и сострадание — одно и то же. Противоположности — одна и та же энергия. ЕСЛИ вы ее привносите, она поглощается. Есть гнев — размышляйте о сострадании.
Сделайте одну вещь: держите дома статую Будды, так как эта статуя — жест сострадания. Когда вы чувствуете себя сердитым, войдите в комнату, посмотрите на Будду, сядьте в позе Будды и чувствуйте сострадание. Внезапно вы увидите, как в вас происходит трансформация. Гнев изменяется, возбуждение уходит, возникает сострадание. И это — не другая энергия, по сравнению с энергией гнева- меняется ее качество, она идет выше. Попробуйте это!
—
Смотрите на свою ГОЛОВНУЮ боль
Когда у вас в следующий раз заболит голова, попробуйте маленькую медитативную технику, экспериментально — тогда вы сможете перейти к серьезным заболеваниям и серьезным симптомам. Когда у вас болит голова, попробуйте маленький эксперимент. Сидите тихо и наблюдайте ее, смотрите на нее- не так как будто она вам враг, нет. Если вы смотрите на нее, как на врага, вы будете не в состоянии смотреть правильно. Вы будете избегать ее — ник то не смотрит на врага прямо; врага избегают или пытаются избежать. Смотрите на нее как на друга; она вам служит. Она говорит: "Что-то не так — посмотри на это". Просто тихо сидите и смотрите на головную боль безо всякой идеи ее остановить, безо всякого желания, чтобы она исчезла, без конфликта, без борьбы, без антагонизма. Просто смотрите на нее, чем она является. Наблюдайте, есть ли в этом внутреннее послание, головная боль может его вам дать. У нее есть закодированное послание. И, если вы молча сидите, вы будете удивлены. Если вы смотрите и молчите, произойдут три вещи. Первое: чем больше вы на нее смотрите, тем более острой она станет. И тогда вы будете в небольшом замешательстве: "Как она помогает, если становится более острой?" Она становится более острой, так как вы ее избегали. Она есть, но вы ее избегали, вы ее уже подавляли- даже безо всякого аспирина вы ее подавляли. Когда вы на нее смотрите, подавление исчезает. Головная боль дойдет до своей естественной остроты. Тогда вы ее слышите с открытыми ушами, никакой ваты в ушах. Итак, первое: она станет острее. Когда она становится острее, вы можете быть удовлетворены тем, что смотрите правильно. Если она не становится острее, тогда вы еще не смотрите — вы все еще ее избегаете. Смотрите на не- она станет острее. Это первое указание на то, что да, она- в вашем поле зрения. Второе будет заключаться в том, что она станет более локализованной, она не будет распространяться на большие пространства. Сначала вы думаете: "Болит вся моя голова". Теперь вы увидите, что это не вся голова, это лишь маленькая область. Это тоже являете я показателем того, что вы более пристально всматриваетесь в нее. Чувство распространенности боли — это трюк — это способ избежать ее. Если бы она была в одной точке, тогда бы она была более острой. Потому вы создаете иллюзию, что болит вся голова. Распространить боль по всей голове — и она тогда не так интенсивна в какой-либо точке. Таковы трюки, которые вы все время творите. Смотрите на нее, и второй стадией будет то, что она будет становиться все меньше и меньше. И приходит момент, когда она занимает место, малое, как кончик иголки — острое, острейшее и болезненное. Вы никогда не видели такой боли в голове. Очень концентрированной в одной точке. Продолжайте на нее смотреть. И тогда происходит третье, и наиболее важное. Если вы продолжаете смотреть на эту точку, когда боль очень остра, локализована и сконцентрирована в одной точке, много раз вы будете видеть, что она исчезает. Когда ваше наблюдение совершенно, она исчезает. А когда она исчезает, у вас будет проблеск знания, откуда она взялась -что было ее причиной. Когда эффект исчезает, вы увидит! причину. Это будет происходить множество раз. Боль снова вернется. Ваш взгляд больше уже не такой бдительный такой концентрированный, такой внимательный — он; снова вернется. Когда ваш взгляд действительно присутствует, она исчезнет; а когда она исчезнет, спрятанное в ней и есть причина. И вы будете удивлены: ваш разум готов определить причину. А может быть тысяча и одна причина. Подается один и тот же сигнал тревоги, так как система оповещения очень проста. В вашем теле немного систем оповещения. По различным причинам дается одна и та же тревога. Чуть раньше вы могли сердиться и этого не выразили. Вдруг, как откровение, это стоит перед вами. Вы увидите весь этот гнев, который вы таскали и таскали с собой… как нарыв внтури. Теперь это уже слишком, и этот гнев хочет высвободиться. Ему нужен катарсис. Сотворите катарсис! — и вы немедленно увидите, что головная боль исчезает. И нет нужды в аспирине, нет нужды ни в каком лечении.
—
Aaron · 05.05.2018 в 17:42
Просто обычный чай — наслаждайтесь им
Живите от мгновения к мгновению. В течение трех недель попытайтесь все, что вы делаете, делать настолько Тотально, насколько возможно; любите это и наслаждайтесь этим. Возможно, это покажется глупым. Если вы пьете чай, глупо наслаждаться им слишком сильно — это дашь обычный чай. Но и обычный чай может стать необычайно прекрасным — огромный опыт, если вы сможете насладиться им. Наслаждайтесь чаем с глубоким почтением. Сделайте это церемонией: готовить чай, слушать, как закипает вода в чайнике, потом наливать чай… ощущать его аромат, пробовать его и чувствовать себя счастливым. Мертвые не могут пить чай, лишь живые. В это мгновение вы живы! В это мгновение вы пьете чай, чувствуйте благодарность! И не думайте о будущем; следующее мгновение позаботится о себе. Не думайте о завтра; три недели живите в моменте.
Люди Дзен обозначают медитацию словом ву-ши. Это означает ничего особенного, ничего сверх.
Сидите тихо и ждите
Иногда случается, что медитация близка, но вы заняты другими делами. Спокойный, тихий голос есть внутри вас, но вы полны шума, занятий, ответственности. Медитация приходит подобно шепоту, а не как выкрикивание лозунгов, она приходит очень тихо. Она не делает шума. Даже шаги не слышны. Поэтому, если вы заняты, она ждет и уходит. Итак, сделайте правилом по крайней мере час тихо сидеть и ждать ее. Ничего не делайте, просто сидите тихо с закрытыми глазами в глубоком ожидании, с ждущим, открытым сердцем. Просто ждите, и если нечто происходит, будьте готовы принять это. Если ничего не случается — не огорчайтесь, если вы сидите час и ничего не происходит — это хорошо, это расслабляет. Это вас успокаивает, делает вас тихим, более центрированным и укорененным. Мало-помалу это придет и возникнет понимание между вами и медитативным состоянием; вы ждете в определенный час, в определенной комнате, в определенное время; это будет приходить все больше и больше. Это нечто, приходящее снаружи, это приходит из вашей внутренней сути. Но когда внутреннее сознание знает, что внешнее сознание ждет его, есть большие возможности для встречи. Просто сидите под деревом. Дует ветер, листья дерева шелестят. Ветер касается вас, он вас овевает, он проходит. Но не позволяйте ему просто миновать вас, позвольте ему двигаться в вас и через вас. Просто закройте глаза, и когда он проходит через дерево, и листья шумят, почувствуйте, что вы тоже подобны дереву, открыты и ветер дует через вас, прямо через вас.
Иногда вы можете просто исчезнуть
Сидя под деревом, не думая о прошлом и будущем, просто находясь там, где вы? Где я? Вы не можете почувствовать его, его там нет. Это никогда не существовало в настоящем. Прошедшего уже нет, будущего еще нет, нет ни того, ни другого. Прошлое исчезло, будущее не появилось — есть только настоящее. В настоящем нет ничего подобного эго. В монастырях Тибета используется одна из наиболее древних медитаций. Эта медитация основана на истине, которую я говорю вам. Они учат, что иногда вы просто исчезаете, сидите в саду и начинаете чувствовать, что вы просто исчезаете. Просто посмотрите, как будет выглядеть мир, когда вы уйдете из него, когда вас уже нет здесь, когда вы стали совершенно прозрачным. Просто попытайтесь на секунду не быть. В вашем собственном доме будьте так, словно вас нет. Это действительно прекрасная медитация.
Вы можете попробовать делать ее много раз в сутки. Про сто полсекунды достаточно. На полсекунды просто остановитесь; вас нет, а мир продолжается. Когда вы все более и более осознаете факт, что и без вас мир отлично существует, тогда вы сможете постичь другую часть своего бытия, которая отвергалась долгие, долгие жизни. Это принимающий образ действий. Вы просто позволяете, становитесь дверью. Все приходит без вас.
Медитация Гильотина
Одна из самых прекрасных тантрических медитаций — это ходить и сознавать, что у вас больше нет головы, только тело. Сидеть и сознавать, что головы больше нет — только тело. Постоянно помните, что головы нет. Представляйте себя без головы. Сделайте увеличенный снимок себя без головы и смотрите на него. Повесьте зеркало в ванной комнате пониже, чтобы, когда вы в него смотритесь, вы не могли увидеть голову, а только тело. Несколько дней помните об этом — и вы почувствуете такую невесомость, такую удивительную тишину, так как проблема в голове. Если вы можете представить себя без головы — а это можно представить, с этим нет никаких трудностей — тогда вы будете все больше центрироваться на сердце. Прямо в этот момент вы можете вообразить себя без головы. Тогда вы поймете то, о чем я говорю прямо сейчас.
Я — не это
Разум — это мусор! Дело не в том, что у вас мусор, а у кого-то нет. Он — мусор в любом случае, и если вы выметаете этот мусор, вы можете идти все дальше и дальше; вы никогда не сможете донести его до точки, в которой он заканчивается. Это — самодвижущийся мусор, так что он не мертвый, он — динамичен. Он растет и у него — своя жизнь. Так что, если вы его отрежете, листья распустятся вновь.
Выметание его не означает, что вы станете пусты. Оно лишь позволит вам осознать, что этот разум, который вы считаете самим собой, с которым вы до сих пор отождествлялись, не является вами. Выметая его, вы осознаете разделение, разрыв между вами и ним. Мусор остается, но вы с ним не отождествляетесь, вот и все. Вы становитесь разделенными, вы знаете, что вы — отдельны. Так что вы должны делать лишь одно: не пытаться бороться с мусором и не пытаться его изменить. Просто наблюдайте и помните только об одном: "Я — не это". Пусть это будет мантрой: "Я — не это". Помните об этом, станьте бдительными и вы увидите, что происходит. Это — немедленное изменение. Мусор останется, но он больше не является частью вас. Память об этом становится отречением от него.
махасидх · 06.05.2018 в 19:50
"Иногда вы можете просто исчезнуть"