КАК НАСРЕДДИН СОТВОРИЛ ИСТИНУ

— Законы, такие какие они есть, не делают людей лучше, — сказал Насреддин королю. — Они должны практиковать определенные вещи, для того, чтобы находиться в созвучии с внутренней истиной. Эта форма истины только слегка напоминает несомненную истину.
Король решил, что он может, и должен, заставить людей наблюдать истину. Онмог бы заставить их практиковать истинность.
Чтобы войти в город, нужно было пройти по мосту. Король построил на ней виселицу. На следующий день, когда на рассвете открыли ворота, там разместился отряд стражи во главе с капитаном, чтобы проверять всех, кто входит в город.
Было провозглашено: "Все будут опрошены. Если человек скажет правду, ему разрешат войти. Если он солжет, его повесят".
Насреддин выступил вперед.
— Куда ты идешь?
— Я на пути к тому, — сказал Насреддин медленно, — чтобы меня повесили.
— Мы тебе не верим!
— Очень хорошо, если я соврал, повесьте меня!
— Но если мы повесим тебя за ложь, мы сделаем так, что твои слова окажутсяправдой.
— Правильно: теперь вы знаете, что такое истина — ваша истина!
————-
ДУРАК

Один философ договорился с Насреддином о диспуте, зашел к нему, но того не оказалось дома.
Рассерженный, он нашел на дороге кусок мела и написал на воротах: "глупец".
Придя домой и увидев надпись, Мулла помчался к дому философа.
— Я забыл, что вы должны были зайти, — сказал он. — И я извиняюсь перед вами за то, что меня не было дома. Я, конечно, тотчас же вспомнил о нашей договоренности, как только увидел ваше имя на дверях.
—————
НАСРЕДДИН И МУДРЕЦЫ

Философы, логики и знатоки закона были призваны ко двору, чтобы проэкзаменовать Насреддина. Случай был серьезный, так как Насреддину приписывалось, что он ходил из деревни в деревнюи говорил следующеие слова:
—"Так называемые мудрецы — люди невежественные, нерешительные и бестолковые." Он обвинялся в подрыве государственной безопасности.
— Можешь говорить первым, — сказал Король.
— Пусть принесут бумагу и перья, — сказал Мулла.
Принесли.
— Дайте их семи первым ученым.
Раздали.
— Пусть каждый из них отдельно напишет ответ на такой вопрос: "Что такое хлеб?"
Ученые написали.
Бумаги были вручены Королю, который зачитал их.
Первый сказал: —" Хлеб — это пища."
Второй сказал: —" Это мука и вода."
Третий: —" Дар Господа Бога."
Четвертый: —" Испеченное тесто."
Пятый: —" Изменчивое понятие, находиться в согласии с тем, что вы подразумеваете под словом хлеб."
Шестой: —" Питательное вещество."
Седьмой: —" Никто, в действительности, не знает."
— Когда они решат, что такое хлеб, — сказал Насреддин, — для них возможно будет разрешить и другие проблемы. Например: прав я или неправ. Можете ли вы доверить дела по оценке и суждениям людям, подобным этим? Разве не странно (а может, и не странно), что они не могут согласиться относительно того,что они едят каждый день, и, тем не менее, они единодушно считают меня еретиком?
————————
СНАЧАЛА ГЛАВНОЕ

Для суфиев величайшим абсурдом в жизни является, возможно, то, как люди стремятся к таким вещам, как, например, знание, не имея основного оборудования для их приобретения. Они предполагают, что все, что им нужно, — это, как говорил Насреддин: —" два глаза, нос и рот."
В суфизме человек не может научиться чему-либо до тех пор, пока он не будет находиться в состоянии, в котором он сможет воспринимать то, что он учит,и что это означает.
Насреддин пошел однажды к колодцу, для того чтобы довести это положение до сознания ученика, который хотел знать "истину." С собой он взял ученикаи большой кувшин.
Мулла достал из колодца ведро воды и влил его в кувшин. Затем он достал другое ведро и вылил его туда же. Когда он начал выливать третье ведро, ученик не выдержал:
— Мулла, вода выливается. Ведь кувшин без дна.
Насреддин посмотрел на него негодующе.
— Я стараюсь наполнить кувшин. Для того, чтобы увидеть, когда он будет полон, я не отрываю глаз от горлышка кувшина, а не от его дна. Когда я увижу, чтовода поднялась до верху, тогда кувшин будет полон. Какое отношение к этому имеет дно кувшина? Когда я заинтересуюсь дном кувшина, тогда я буду смотреть только на него.
Вот почему суфии не говорят о глубоких вещах с людьми, которые не приготовились к тому, чтобы развить в себе способность учиться тому, чему может научить только Учитель и только того, кто достаточно просвещен, чтобы сказать: —" Научи меня, как учиться."
Имеется следующее изречение суфизма: " Невежество есть гордость, а гордость — это невежество. Человек, который говорит: —" меня не нужно учить тому, как учится," — горд и невежественен." В этой истории Насреддин показал идентичность этих двух состояний, которые обычный человек рассматривает как две разные вещи.
В соответствии с техникой, известной как "посрамление", Насреддин играл роль невежественного человека в своей шараде с кувшином. Это известная часть суфийской техники.
Его ученик обдумал этот урок, связав его с другими абсурдными действиями Муллы. Неделю спустя он пришел к Насреддину и сказал: — Научи меня о кувшине, теперь я готов учиться.
——————
УЧАСЬ НА ТРУДНОСТЯХ

Если вы будете объяснять что-либо человеку на словах, это скользнет по нему и не впитается в него. Необходимы практические методы.
Факир позвал Насреддина вниз с крыши, где тот работал. Когда Мулла слез наземлю, человек сказал:
— Подай мне милостыню.
— Почему ты мне сразу не сказал, когда я был на крыше? — сказал Мулла.
— Я постыдился, — сказал человек.
— Это все фальшивая гордость. Пойдем на крышу, — сказал Насреддин.
Как только они залезли на самый верх и Насреддин снова принялся за работу, он сказал человеку:
— У меня нет для тебя подаяния.

РАНО ВСТАВАТЬ

— Насреддин, сын мой, ты должен рано вставать по утрам.
— Почему, отец?
— Это хорошая привычка. Ты знаешь, однажды я поднялся на рассвете, пошел прогуляться по дороге и нашел мешок золота.
— Откуда ты знаешь, что его не потеряли предыдущей ночью?
Не в этом дело. Во всяком случае, его там не было за ночь до того. Я заметил.
— Тогда не у всякого удача, кто рано встает. Человек который потерял золото, встал, должно быть, еще раньше, чем ты.

СОРТА ДНЯ

Какой-то человек остановил Насреддина и спросил у него, какой сегодня день недели?
— Не могу вам сказать, — ответил Мулла. — Я нездешний и не знаю, какие тут у вас дни недели.

Ходжу обманули и подсунули ему безобразную невесту. Когда утром ходжа оделся и собирался выйти улицу, жена, жеманничая, сказала: «Эфенди, кому твоих родственников могу я показаться?» Ходжа ответил: «Только мне не показывайся, а там кому хочешь».

Ходжа пробует силу опиума

Слышал ходжа, что опиум опьяняет. Он захотел узнать, так ли это, и купил у москательщика опиум. Попробовав немного, он потом пошел в баню. Когда он мылся, то подумал: «Вот вздор! И не пьянит, и в голову не ударяет. Все это нарочно говорят. Или москательщик меня обманул? Пойду-ка я к нему и выясню». С этими словами он так нагишом и выскочил на улицу. Прохожие у него спрашивали: «Ходжа, что это значит?» Он подробно им объяснял, и все покатывались со смеху.

Про то Аллах знает, у кого горит нутро

Пришел ходжа в гости к приятелю; перед нн ставили мед и каймак. Прикончив каймак и заодно и весь хлеб, он принялся уписывать пальцами мед. Когда хозяин сказал, что мед без хлеба обжигает нутро, ходжа облизывая дочиста чашу, как полагается по сунне, заметил: "Ну, про то Аллах знает, у кого горит нутро"

Как ходжа пробрался на свадьбу

Зная, что в одном доме справляют свадьбу, завернул бумажку и, положив ее в конверт, при стал стучать. Когда у него спросили: «Чего тебе нужно?» — он отвечал: «Я принес письмо хозяину дома». Слуга впустил его, и ходжа, подавая хозяину бумагу, уселся за стол и принялся уплетать. «Да ведь бумажка-то пустая!» — заметил хозяин. «Ну, вы извините,— сказал ходжа,— нужно было спешить, оттого там ничего и не написано».

У ходжи умер отец, его сына.

Однажды ходжа надел черные одежды и вышел на улицу. Какие-то невежи спросили у него: «Ходжа, что с тобой, ты весь в черном?» А ходжа отвечал: «Умер отец моего сына, и я ношу по нем траур».


Когда твой муж выходил из дому, была ли у него на плечах голова?

Пошел ходжа с приятелем охотиться на волков. Увидели они громадного обросшего длинной шерстью волка и, позарившись на шкуру, погнались за ним. Волк залез в логово. Товарища разобрало, и он тоже полез за волком. Ходжа с час прождал снаружи, и, когда увидел, что товарищ не двигается, потянул и вытащил его из логовища, но головы у него уже не было. Ходжа немного подумал, а потом побежал в город. Он пошел к товарищу в дом и задал жене его вопрос: «Когда твой муж сегодня утром выходил из дому, была ли у него на плечах голова?»

Назовите младенца Скороходом!

Одна женщина родила на третьем месяце брака. Собрались соседки и стали обсуждать, какое имя дать младенцу, и решили они спросить совета у ходжи. «Назовите его Скороходом»,— предложил ходжа. «Мы такого имени не слыхали»,— заметили женщины. А ходжа сказал: «Какое еще имя можно дать тому, кто девятимесячный путь проделал в три месяца?».


Как ходжа отчитал кази и купца

Сошлись вместе кази, купец и ходжа. Вот, чтобы не молчать, кази и начал: «Есть пословица: «Кто говорит много,— много и ошибается». Как, ходжа, случалось тебе ошибаться во время проповеди?» А ходжа, не задумываясь, ответил: «Да, один раз, когда я приводил стих из Корана, вместо того, чтобы сказать: «Оба кази — в огне», у меня с языка сорвалось: «Кази в огне». А еще раз больше ошибся. Нужно было сказать: «Истинно, лгуны находятся в аду», а я сказал: «Поистине, купцы…» Так ходжа устыдил обоих. «Да,— заметил кази,— тебя не подденешь, захочешь — ты бы¬ваешь таким умным, что хитрых людей огорошишь, а захочешь—-так прикидываешься глупее быка». Тогда ходжа стал между ними и сказал: «Не-ет, дорогой, ты преувеличиваешь,— и, указывая на кази,-— я и не такой клеветник, но (кивок в сторону купца) и не такой уж бык, а так, промеж вас нахожусь.

Ну, а тебе-то что?
Один человек нагнал ходжу на улице и кричит: «Эфенди , поздравляю, у тебя родился сын». На это ходжа спокойно заметил: «Коли у меня родился сын,— честь и хвала господу; ну, а тебе-то что?»

Пойду спрошу осла, может, он согласен
Однажды утром сосед попросил у ходжи осла. Ходжа пробормотал: «Пойду спрошу осла; если он захочет,— дам». Он прошел в дом и, побыв недолго, вернулся и сказал: «Я говорил ослу, он не соблаговолил, да еще прибавил: «Если дать меня чужому, будут тыкать мне стрекалом уши, а тебя честить на все корки!»»

«Если хочешь догнать меня, возьми и себе нашатырного спирту»
Собрался ходжа за дровами, а осел ни за что не хочет идти в горы. Вот кто-то и говорит: «Возьми-ка ты у москательщика нашатырного спирту и помажь ослу зад,— посмотри, как он у тебя побежит!» Ходжа так и сделал; осел от боли побежал. На обратном пути на ходжу напала слабость, и он решил на себе испробовать то же средство. Домой прибежал он раньше осла и, не будучи в состоянии сесть, все кружился по комнате. чКена спросила его: «Эфенди, что с тобой случилось?»— «Жена, если ты хочешь догнать меня, возьми и себе нашатырного спирту».

Кто ел шафран, тот пусть и идет в опочивальню
Вечером того дня, когда ходжа задумал жениться, он созвал друзей. Все кушают, пьют, а ходжу и забыли позвать. Ходжа, оставшийся без шафранного плова, который он так любил, рассердился и ушел. Через некоторое время начинают ходжу искать и никак не могут найти. Посылают всюду людей, и, наконец, с трудом где-то его изловили и привели домой. «Послушай, голубчик, что же это ты?—говорят ему домашние.— Мы ищем тебя вот уже два часа!» А ходжа сердито заметил: «А мне-то что! Кто ел шафран, тот пусть и идет
в опочивальню»

Ходжа и нищий
Когда однажды сидел Насреддин у себя дома, кто-то постучал в дверь. «Что тебе надо?» — спросил ходжа. «Спустись-ка вниз»,— отвечает жалобный голос. Когда ходжа спустился вниз и подошел к двери, нищий сказал: «Подай что-нибудь». Ходжа рассердился, но, не показав и виду, заметил: «Поднимись наверх». Когда бедняк поднялся наверх в комнату, где сидел ходжа, ходжа сказал: «Бог подаст».— «Что же это,— заметил бедняк,— раз ты собирался отпустить меня с пустыми руками, почему же не сказал ты мне этого внизу?» — «А когда я сидел наверху,— возразил ходжа,— почему ты не объяснил мне сразу, а заставил меня спуститься вниз?»

Почему ходжа любил деньги
Один скупец сказал ходже: «И ты любишь деньгу?» — «Да,— отвечал ходжа,— люблю, потому что деньги делают человека независимым от бессовестных скряг» .

Ну, а вонь откуда?
Кто-то, сидя рядом с ходжой, нечаянно пустил ветры. А потом, чтобы замести следы, начал шаркать ногой по доске. Ходжа заметил: «Ну ладно, предположим, что скрип досок похож на «звук», ну, а вонь-то откуда?»

смерть врагам

2 комментария

Aaron · 14.04.2014 в 16:57

сначала сами попробуйте

Однажды Мулла Насреддин, странствуя по свету, забрёл в деревушку, где жили уж больно прижимистые люди. Мулла всеми правдами и неправдами старался раздобыть у них еды, но те прогоняли его прочь. Тогда Мулла притворился безумным и пошёл по улочкам селения, выкрикивая:

— Хочу есть! Хочу есть! Дайте мне хлеба, сластей и навоза! Дайте навоза, хлеба, шербета! Я съем всё это! Дайте поесть!

Решив позабавиться, люди принесли всё названное Ходжой. Подталкивая друг друга локтями, они стали пересмеиваться:

— Давайте посмотрим, как этот безумный собирается съесть навоз в шербете — с хлебом или без?

Ходжа съел все продукты, а к навозу не притронулся.

— Ты что это? — разочарованно спросили селяне. — Ведь ты обещал съесть навоз!

— Да как-то подозрительно он выглядит! — ответил Насреддин. — Сдаётся мне, что вы его отравили! Сначала вы сами попробуйте — тогда и я не откажусь.

…А сам не плошай

Один человек, собираясь совершать полное омовение в Акшехирском озере, спросил у находившегося там ходжи:

— В какую сторону повернуться мне во время омовения?

— Где твоя одежда, в ту сторону и обернись, — сказал ему ходжа.


ВЕЛИЧИЕ МОРЯ

Волны царственно бились о скалы, темно-синие, с белоснежными гребнями пены. Увидев это зрелище впервые, Насреддин был на мгновение ошеломлен. Затем он подошел поближе к берегу, зачерпнул горсть воды и попробовал.
— Подумать только, — сказал Мулла, — столько претензий — и не годится для питья.

АПЛОМБ

Насреддин и его друг зашли в столовую и в целях экономии решили разделить одну порцию баклажанов.
Они ожесточенно спорили, стоит ли их тушить или жарить.
Усталый и голодный, Насреддин уступил, и они заказали тушеные баклажаны.
Пока они ждали, его спутник неожиданно совсем ослаб и, казалось, ему было совсем плохо. Насреддин вскочил.
— Ты идешь за доктором? — спросил кто-то за соседнем столом.
— Вот дурак! Конечно же нет! — заорал Насреддин. — Я иду посмотреть, может, еще не поздно изменить заказ.

ПЕРЕМЕНИ ТЕМУ

Как-то раз в изнуряющий жаркий полдень Насреддин увидел человека, идущего по пыльной дороге, который нес большую гроздь соблазнительно выглядевшего винограда.
Небольшое количество лести стоило такого винограда.
— О великий шейх, дай мне немного винограда, — сказал Насреддин.
— Я не шейх, ответил дервиш, ибо он был одним из тех странствующих созерцателей, которые избегают крайних форм выражения в речи.
"Он человек еще большей значимости, и я выказал неуважение к нему", — подумал Мулла. В слух он сказал:
— Валахадрат-а! (высочество) — дай мне только одну виноградинку!
— Я не высочество! — огрызнулся дервиш.
— Ну, ладно, не говори мне, кто ты такой, а то мы ненароком выясним, что этотвиноград — тоже не виноград! Давай переменим тему.

НЕПРИДВИДЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Глубокой ночью двое ссорились под окном Насреддина. Насреддин встал, завернулся в свое единственное одеяло и выбежал из дому, чтобы попытаться прекратить шум.
Когда он попытался урезонить пьяниц, один из них стащил с него одеяло, и они оба бросились прочь.
— О чем они так спорили? — спросила его жена, когда он вернулся в дом.
— Должно быть, об одеяле. Когда они получили его, битва окончилась.

Сумасшедший Насреддин

Однажды Ходжа повёз зерно на мельницу. Стоя в очереди, он время от времени пересыпал зерно из чужих мешков в свой. Мельник заметил это и спросил:

— Как тебе не стыдно, Ходжа, что ты делаешь?

— Да я вроде как сумасшедший, — ответил тот смущённо.

— Если ты сумасшедший, то почему ты не пересыпаешь своё зерно в чужие мешки?

— Э-э, — ответил Ходжа, — я сказал, что я сумасшедший, но не сказал же, что я — дурак!

Уважение с завтрашнего дня

Как-то Эмир спросил Насреддина:

— Послушай, кого ты уважаешь больше всего на свете?

— Тех, кто расстилает передо мной богатый достархан и не скупится на угощение.

— Приглашаю тебя завтра на угощение! — тут же вскричал Эмир.

— Ну, тогда я и вас начну уважать с завтрашнего дня!

Не очень умный пёс

Мулла Насреддин играл в карты со своим псом. Это увидел знакомый и очень удивился — пёс действительно играл. Он сказал Насреддину:

— У тебя удивительный и мудрый пёс!

Насреддин ответил:

— Ничего подобного — он не такой мудрый, как кажется. Когда у него хорошие карты, он виляет хвостом!

Притяжение денег

Однажды Насреддин услышал такую поговорку: «Деньги притягиваются к деньгам». Он отправился на городской базар, чтобы проверить, так ли это. Он дал монетку своему знакомому меняле и стал наблюдать за ней. Вечером Молла попросил вернуть его монету:

— Напрасно ждал я, — сказал Насреддин. — Поговорка оказалась ложью. Моя серебряная монета не притянула к себе ни одной другой монеты за целый день.

— Так уж пословица и не верна? — усмехнулся меняла. — Просто моих монет было больше. Вот они и притянули твою монету.

Почему не хвалил?

Однажды Тимур, жестокий правитель и захватчик, чтобы испугать и пристыдить Муллу Насреддина, при всех придворных повернулся к нему и гневно сказал:

— Мне стало известно, что вчера в одном собрании меня хвалили, называя справедливым государем. Ты тоже был там, но о моей доброте не сказал ни слова.

Мулла невозмутимо ответил:

— Нет, государь, это ложь! Не только вчера, но и ни разу в жизни я не был в таких собраниях, где говорили бы о твоей доброте и справедливости.

Смелость не всегда к месту
Когда цирк переезжал в специальном поезде из одного города в другой, клетка льва оказалась повреждена, и он сбежал. Тогда директор цирка собрал всех сильных мужчин и сказал:

— Перед тем как вы отправитесь в ночь, в джунгли, искать льва, я налью вам по стаканчику. Для смелости.

Все двадцать мужчин хорошенько «подзарядились». Ночь была холодна и опасна, но Мулла Насреддин отказался.

— Я возьму только воду, — заявил он.

— Но тебе понадобится смелость! — запротестовал директор.

— В такие моменты, — пояснил Насреддин, — мне смелость не нужна. И так небезопасно: ночь, ни зги не видно, и этот лев… тут смелость может только навредить. Лучше уж я буду труслив и осторожен.

смерть врагам

Абсолют · 29.04.2014 в 14:34

:co_ol:
ещё! на бис! :bra_vo: :-):

Добавить комментарий