КАК НАСРЕДДИН СОТВОРИЛ ИСТИНУ
-- Законы, такие какие они есть, не делают людей лучше, -- сказал Насреддин королю. -- Они должны практиковать определенные вещи, для того, чтобы находиться в созвучии с внутренней истиной. Эта форма истины только слегка напоминает несомненную истину. Король решил, что он может, и должен, заставить людей наблюдать истину. Онмог бы заставить их практиковать истинность. Чтобы войти в город, нужно было пройти по мосту. Король построил на ней виселицу. На следующий день, когда на рассвете открыли ворота, там разместился отряд стражи во главе с капитаном, чтобы проверять всех, кто входит в город. Было провозглашено: "Все будут опрошены. Если человек скажет правду, ему разрешат войти. Если он солжет, его повесят". Насреддин выступил вперед. -- Куда ты идешь? -- Я на пути к тому, -- сказал Насреддин медленно, -- чтобы меня повесили. -- Мы тебе не верим! -- Очень хорошо, если я соврал, повесьте меня! -- Но если мы повесим тебя за ложь, мы сделаем так, что твои слова окажутсяправдой. -- Правильно: теперь вы знаете, что такое истина -- ваша истина! ------------- ДУРАК
Один философ договорился с Насреддином о диспуте, зашел к нему, но того не оказалось дома. Рассерженный, он нашел на дороге кусок мела и написал на воротах: "глупец". Придя домой и увидев надпись, Мулла помчался к дому философа. -- Я забыл, что вы должны были зайти, -- сказал он. -- И я извиняюсь перед вами за то, что меня не было дома. Я, конечно, тотчас же вспомнил о нашей договоренности, как только увидел ваше имя на дверях. -------------- НАСРЕДДИН И МУДРЕЦЫ
Философы, логики и знатоки закона были призваны ко двору, чтобы проэкзаменовать Насреддина. Случай был серьезный, так как Насреддину приписывалось, что он ходил из деревни в деревнюи говорил следующеие слова: --"Так называемые мудрецы -- люди невежественные, нерешительные и бестолковые." Он обвинялся в подрыве государственной безопасности. -- Можешь говорить первым, -- сказал Король. -- Пусть принесут бумагу и перья, -- сказал Мулла. Принесли. -- Дайте их семи первым ученым. Раздали. -- Пусть каждый из них отдельно напишет ответ на такой вопрос: "Что такое хлеб?" Ученые написали. Бумаги были вручены Королю, который зачитал их. Первый сказал: --" Хлеб -- это пища." Второй сказал: --" Это мука и вода." Третий: --" Дар Господа Бога." Четвертый: --" Испеченное тесто." Пятый: --" Изменчивое понятие, находиться в согласии с тем, что вы подразумеваете под словом хлеб." Шестой: --" Питательное вещество." Седьмой: --" Никто, в действительности, не знает." -- Когда они решат, что такое хлеб, -- сказал Насреддин, -- для них возможно будет разрешить и другие проблемы. Например: прав я или неправ. Можете ли вы доверить дела по оценке и суждениям людям, подобным этим? Разве не странно (а может, и не странно), что они не могут согласиться относительно того,что они едят каждый день, и, тем не менее, они единодушно считают меня еретиком? ------------------------ СНАЧАЛА ГЛАВНОЕ
Для суфиев величайшим абсурдом в жизни является, возможно, то, как люди стремятся к таким вещам, как, например, знание, не имея основного оборудования для их приобретения. Они предполагают, что все, что им нужно, -- это, как говорил Насреддин: --" два глаза, нос и рот." В суфизме человек не может научиться чему-либо до тех пор, пока он не будет находиться в состоянии, в котором он сможет воспринимать то, что он учит,и что это означает. Насреддин пошел однажды к колодцу, для того чтобы довести это положение до сознания ученика, который хотел знать "истину." С собой он взял ученикаи большой кувшин. Мулла достал из колодца ведро воды и влил его в кувшин. Затем он достал другое ведро и вылил его туда же. Когда он начал выливать третье ведро, ученик не выдержал: -- Мулла, вода выливается. Ведь кувшин без дна. Насреддин посмотрел на него негодующе. -- Я стараюсь наполнить кувшин. Для того, чтобы увидеть, когда он будет полон, я не отрываю глаз от горлышка кувшина, а не от его дна. Когда я увижу, чтовода поднялась до верху, тогда кувшин будет полон. Какое отношение к этому имеет дно кувшина? Когда я заинтересуюсь дном кувшина, тогда я буду смотреть только на него. Вот почему суфии не говорят о глубоких вещах с людьми, которые не приготовились к тому, чтобы развить в себе способность учиться тому, чему может научить только Учитель и только того, кто достаточно просвещен, чтобы сказать: --" Научи меня, как учиться." Имеется следующее изречение суфизма: " Невежество есть гордость, а гордость -- это невежество. Человек, который говорит: --" меня не нужно учить тому, как учится," -- горд и невежественен." В этой истории Насреддин показал идентичность этих двух состояний, которые обычный человек рассматривает как две разные вещи. В соответствии с техникой, известной как "посрамление", Насреддин играл роль невежественного человека в своей шараде с кувшином. Это известная часть суфийской техники. Его ученик обдумал этот урок, связав его с другими абсурдными действиями Муллы. Неделю спустя он пришел к Насреддину и сказал: -- Научи меня о кувшине, теперь я готов учиться. ----------------- УЧАСЬ НА ТРУДНОСТЯХ
Если вы будете объяснять что-либо человеку на словах, это скользнет по нему и не впитается в него. Необходимы практические методы. Факир позвал Насреддина вниз с крыши, где тот работал. Когда Мулла слез наземлю, человек сказал: -- Подай мне милостыню. -- Почему ты мне сразу не сказал, когда я был на крыше? -- сказал Мулла. -- Я постыдился, -- сказал человек. -- Это все фальшивая гордость. Пойдем на крышу, -- сказал Насреддин. Как только они залезли на самый верх и Насреддин снова принялся за работу, он сказал человеку: -- У меня нет для тебя подаяния. --- РАНО ВСТАВАТЬ
-- Насреддин, сын мой, ты должен рано вставать по утрам. -- Почему, отец? -- Это хорошая привычка. Ты знаешь, однажды я поднялся на рассвете, пошел прогуляться по дороге и нашел мешок золота. -- Откуда ты знаешь, что его не потеряли предыдущей ночью? Не в этом дело. Во всяком случае, его там не было за ночь до того. Я заметил. -- Тогда не у всякого удача, кто рано встает. Человек который потерял золото, встал, должно быть, еще раньше, чем ты. --- СОРТА ДНЯ
Какой-то человек остановил Насреддина и спросил у него, какой сегодня день недели? -- Не могу вам сказать, -- ответил Мулла. -- Я нездешний и не знаю, какие тут у вас дни недели. --
Ходжу обманули и подсунули ему безобразную невесту. Когда утром ходжа оделся и собирался выйти улицу, жена, жеманничая, сказала: «Эфенди, кому твоих родственников могу я показаться?» Ходжа ответил: «Только мне не показывайся, а там кому хочешь». - Ходжа пробует силу опиума
Слышал ходжа, что опиум опьяняет. Он захотел узнать, так ли это, и купил у москательщика опиум. Попробовав немного, он потом пошел в баню. Когда он мылся, то подумал: «Вот вздор! И не пьянит, и в голову не ударяет. Все это нарочно говорят. Или москательщик меня обманул? Пойду-ка я к нему и выясню». С этими словами он так нагишом и выскочил на улицу. Прохожие у него спрашивали: «Ходжа, что это значит?» Он подробно им объяснял, и все покатывались со смеху. - Про то Аллах знает, у кого горит нутро
Пришел ходжа в гости к приятелю; перед нн ставили мед и каймак. Прикончив каймак и заодно и весь хлеб, он принялся уписывать пальцами мед. Когда хозяин сказал, что мед без хлеба обжигает нутро, ходжа облизывая дочиста чашу, как полагается по сунне, заметил: "Ну, про то Аллах знает, у кого горит нутро" - Как ходжа пробрался на свадьбу
Зная, что в одном доме справляют свадьбу, завернул бумажку и, положив ее в конверт, при стал стучать. Когда у него спросили: «Чего тебе нужно?» — он отвечал: «Я принес письмо хозяину дома». Слуга впустил его, и ходжа, подавая хозяину бумагу, уселся за стол и принялся уплетать. «Да ведь бумажка-то пустая!» — заметил хозяин. «Ну, вы извините,— сказал ходжа,— нужно было спешить, оттого там ничего и не написано». - У ходжи умер отец, его сына.
Однажды ходжа надел черные одежды и вышел на улицу. Какие-то невежи спросили у него: «Ходжа, что с тобой, ты весь в черном?» А ходжа отвечал: «Умер отец моего сына, и я ношу по нем траур». - Когда твой муж выходил из дому, была ли у него на плечах голова?
Пошел ходжа с приятелем охотиться на волков. Увидели они громадного обросшего длинной шерстью волка и, позарившись на шкуру, погнались за ним. Волк залез в логово. Товарища разобрало, и он тоже полез за волком. Ходжа с час прождал снаружи, и, когда увидел, что товарищ не двигается, потянул и вытащил его из логовища, но головы у него уже не было. Ходжа немного подумал, а потом побежал в город. Он пошел к товарищу в дом и задал жене его вопрос: «Когда твой муж сегодня утром выходил из дому, была ли у него на плечах голова?» - Назовите младенца Скороходом!
Одна женщина родила на третьем месяце брака. Собрались соседки и стали обсуждать, какое имя дать младенцу, и решили они спросить совета у ходжи. «Назовите его Скороходом»,— предложил ходжа. «Мы такого имени не слыхали»,— заметили женщины. А ходжа сказал: «Какое еще имя можно дать тому, кто девятимесячный путь проделал в три месяца?».
- Как ходжа отчитал кази и купца
Сошлись вместе кази, купец и ходжа. Вот, чтобы не молчать, кази и начал: «Есть пословица: «Кто говорит много,— много и ошибается». Как, ходжа, случалось тебе ошибаться во время проповеди?» А ходжа, не задумываясь, ответил: «Да, один раз, когда я приводил стих из Корана, вместо того, чтобы сказать: «Оба кази — в огне», у меня с языка сорвалось: «Кази в огне». А еще раз больше ошибся. Нужно было сказать: «Истинно, лгуны находятся в аду», а я сказал: «Поистине, купцы...» Так ходжа устыдил обоих. «Да,— заметил кази,— тебя не подденешь, захочешь — ты бы¬ваешь таким умным, что хитрых людей огорошишь, а захочешь—-так прикидываешься глупее быка». Тогда ходжа стал между ними и сказал: «Не-ет, дорогой, ты преувеличиваешь,— и, указывая на кази,-— я и не такой клеветник, но (кивок в сторону купца) и не такой уж бык, а так, промеж вас нахожусь. - Ну, а тебе-то что? Один человек нагнал ходжу на улице и кричит: «Эфенди , поздравляю, у тебя родился сын». На это ходжа спокойно заметил: «Коли у меня родился сын,— честь и хвала господу; ну, а тебе-то что?» - Пойду спрошу осла, может, он согласен Однажды утром сосед попросил у ходжи осла. Ходжа пробормотал: «Пойду спрошу осла; если он захочет,— дам». Он прошел в дом и, побыв недолго, вернулся и сказал: «Я говорил ослу, он не соблаговолил, да еще прибавил: «Если дать меня чужому, будут тыкать мне стрекалом уши, а тебя честить на все корки!»» - «Если хочешь догнать меня, возьми и себе нашатырного спирту» Собрался ходжа за дровами, а осел ни за что не хочет идти в горы. Вот кто-то и говорит: «Возьми-ка ты у москательщика нашатырного спирту и помажь ослу зад,— посмотри, как он у тебя побежит!» Ходжа так и сделал; осел от боли побежал. На обратном пути на ходжу напала слабость, и он решил на себе испробовать то же средство. Домой прибежал он раньше осла и, не будучи в состоянии сесть, все кружился по комнате. чКена спросила его: «Эфенди, что с тобой случилось?»— «Жена, если ты хочешь догнать меня, возьми и себе нашатырного спирту». - Кто ел шафран, тот пусть и идет в опочивальню Вечером того дня, когда ходжа задумал жениться, он созвал друзей. Все кушают, пьют, а ходжу и забыли позвать. Ходжа, оставшийся без шафранного плова, который он так любил, рассердился и ушел. Через некоторое время начинают ходжу искать и никак не могут найти. Посылают всюду людей, и, наконец, с трудом где-то его изловили и привели домой. «Послушай, голубчик, что же это ты?—говорят ему домашние.— Мы ищем тебя вот уже два часа!» А ходжа сердито заметил: «А мне-то что! Кто ел шафран, тот пусть и идет в опочивальню» - Ходжа и нищий Когда однажды сидел Насреддин у себя дома, кто-то постучал в дверь. «Что тебе надо?» — спросил ходжа. «Спустись-ка вниз»,— отвечает жалобный голос. Когда ходжа спустился вниз и подошел к двери, нищий сказал: «Подай что-нибудь». Ходжа рассердился, но, не показав и виду, заметил: «Поднимись наверх». Когда бедняк поднялся наверх в комнату, где сидел ходжа, ходжа сказал: «Бог подаст».— «Что же это,— заметил бедняк,— раз ты собирался отпустить меня с пустыми руками, почему же не сказал ты мне этого внизу?» — «А когда я сидел наверху,— возразил ходжа,— почему ты не объяснил мне сразу, а заставил меня спуститься вниз?» - Почему ходжа любил деньги Один скупец сказал ходже: «И ты любишь деньгу?» — «Да,— отвечал ходжа,— люблю, потому что деньги делают человека независимым от бессовестных скряг» . - Ну, а вонь откуда? Кто-то, сидя рядом с ходжой, нечаянно пустил ветры. А потом, чтобы замести следы, начал шаркать ногой по доске. Ходжа заметил: «Ну ладно, предположим, что скрип досок похож на «звук», ну, а вонь-то откуда?» -
_________________ смерть врагам
|